Древнегреческая поэзия
Греческие стихотворные размеры
Пять видов стоп в силлабо-тонической системе создают пять ее оновных размеров, носящих те же названия.
Ямб - двухсложная стопа с ударением на втором слоге ( _ / ).
Хорей - двухсложная стопа с ударением на первом слоге ( / _ ).
В ямбе, как правило, ударения падают на четные, а хорее - на нечетные слоги. Но вовсе не обязательно, чтобы ударение падало на все четные слоги в ямбе или на все нечетные - в хорее. Слова по количеству слогов и по месту ударений не всегда одинаковы. В многосложных словах, включающих в себя по нескольку стоп, отдельные стопы утрачивают ударение, положенное по схеме.
Или в хорее:
Стопа, состоящая из двух безударных слогов, называется пиррихием. Иногда в стихотворных размерах силлабо-тонической системы, напротив, появляется дополнительное, сверхсхемное ударение.
Стопа, состоящая из двух ударных слогов, называется спондеем.
Следовательно, в ямбе и хорее при появлении пиррихия и спондея количество ударений в строках будет различным. Однако пиррихий и спондей не изменяют в принципе ритмический строй того или иного размера. Стихотворение, в котором ударение падает на четные слоги, даже при пропуске одного-двух ударений или появлении дополнительного ударения остается все-таки ямбическим, а с нечетными ударными слогами - хореическим. Пиррий и спондей придают стихам звуковое разнообразие и подвижность, усиливая их выразительность.
Дактиль - трехсложная стопа с ударением на первом слоге ( / _ _ ).
Ударения в дактилическом стихе падают обычно на слоги 1, 4, 7, 10 и т. д., т. е. через два на третий.
Амфибрахий - трехсложная стопа с ударением на втром слоге ( _ / _ ).
В стихе амфибрахия ударение падает на слоги 2, 5, 8, 11 и т. д., т. е. тоже через два на третий, начиная со второго слога.
Анапест - трехсложная стопа с ударением на третьем слоге ( _ _ / ).
В анапесте ударными являются слоги 3, 6, 9, 12 и т. д.
Античные поэты
Сапфо (Сафо) родилась во второй половине VII века до н. э. на острове Лесбос возглавляла у себя на родине одну
из музыкально-поэтических школ для знатных девушек, которых
обучала музыке, слаганию песен и пляске. Ряд песен Сапфо посвящен
ее ученицам. Во время гражданской войны на Лесбосе бежала
на Сицилию, впоследствии, в числе других изгнанников, вернулась
на родину. По преданию, кончила жизнь самоубийством из-за
несчастной любви, бросившись в море со знаменитой Левкадской
скалы. В центре ее лирики - темы любви, нежного общения подруг,
девичьей красоты. Именем Сапфо назван излюбленный размер ее
стихотворений - сафова или сапфическая строфа. А так же женская
любовь, которую она воспевала, названа сафической или лесбийской.
|